Заряд аккумулятора Exide Excell EB704 при помощи Вымпел-55


Ранее я рассказывал о своем выборе зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов.

Ниже речь пойдет о зарядке моего кальциевого CA/CA автомобильного аккумулятора Exide Excell EB704 (70Ah 540A) который я покупал лет 5 назад.
Точно сказать не могу, поскольку не нашел даты изготовления - теперь даже думаю, а не "левый" ли у меня аккумулятор?

В любом случае так случилось, что после многолетнего использования аккумуляторной батареи Exide Excell EB704 (70Ah 540A) в своей Тойота Камри 2005 года выпуска, 2.4л, после наступления нового 2019 года я, по прошествии недельного простоя авто в не отапливаемом гараже, благополучно не смог завести машину.
И морозов то не было в Москве на новогодние праздники...

Что самое пакостное, это то, что моя сигнализация не оповестила меня о падении напряжения звонком на мой сотовый - есть у меня такая функция оповещения... Как то раз на стоянке Ашана я забыл выключить фары и пока ходил с супругой по магазину АКБ благополучно разряжалась. Так мне тогда сигналка позвонила и сообщила о падении напряжения...
А в этот раз не срослось!

Итак аккумулятор сел или совсем умер - на тот момент я не знал.
Поработала АКБ, как я уже сказал, лет 5 пожалуй и за все это время я с ней абсолютно ничего не делал - не измерял напряжение, не подзаряжал, не проверял плотность электролита... Вообще ничего! Перед установкой только почистил клеммы и после фиксации аккумуляторных зажимов обработал защитной смазкой от окислов.
Кстати, как ни пытался, но так и не нашел на АКБ даты выпуска... покупал его в свое время в Железяке - уж грешным делом подумал, а не подделку ли мне продали...

В момент, когда я пытался завести машину:
- напряжение на АКБ Exide Excell EB704 составляло 11 вольт.
- стартер не проворачивался
- замок капота разблокировался


После нескольких попыток завести авто напряжение упало до 9 вольт и замок капота уже не работал.
Температура в гараже была где то -5 градусов.

Поскольку ранее зарядки у меня не было, а после праздников в гаражах вокруг тоже никого не наблюдалось чтобы можно было попробовать "прикурить", то пришлось мне покупать новый аккумулятор.

Приобрел в Авто 49 аккумулятор Varta 70Ач (Blue Dynamic 570 412 063), а заодно взял сразу ареометр в пластиковом тубусе за 219 руб. для проверки плотности электролита.
Производитель: Топ Авто.



Сам аккумулятор Exide Excell EB704 я принес домой для легкого отогрева и на испытания приобретенной зарядкой Вымпел-55.
Когда аккумулятор отогрелся я проверил плотность электролита.

У аккумулятора Exide Excell EB704 под наклейкой верхней имеется продолговатая крышка, которая несложно подцепляется отверткой и снимается открывая доступ к банкам.
Визуально электролит полностью покрывает пластины на 10-15мм.:






Прежде чем начать замерять плотность электролита в АКБ я сделал из 2-х литровой пластиковой бутылки подставку для ареометра. На фото видно как это сделано.
Налил чуть чуть воды и сыпанул ложку соды и перемешал.
Главное чтобы кончик пипетки ареометра не погружался в этот раствор с содой... :)
При замере плотности электролита обязательно одевайте резиновые перчатки!
Все таки с кислотой дело приходится иметь...

После замера оказалось, что плотность электролита в моей АКБ очень занижена - во всех банках - от 1.12 до 1.14

По началу я грешным делом решил прикупить электролита разбавить с имеющимся в аккумуляторе до необходимой плотности в 1.27 - 1.28
Справка:
Плотность полностью заряженной батареи в средней полосе России составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В

Но вовремя одумался... почитал умных людей :), ну и посмотрел на ютубе тоже объяснения протекания процессов в аккумуляторе и в частности по какой причине падает плотность и почему до зарядки аккумулятора нельзя поднимать плотность электролита новым раствором.
Дело в том, что при сильном разряде АКБ или после долгого хранения происходит сульфатация - осаждение сульфатов серной кислоты на пластинах АКБ.
При этом сильно падает плотность электролита АКБ, а сульфаты осаждаются на пластинах.
При зарядке АКБ сульфаты разрушаются и плотность электролита восстанавливается.


__________________________________________________________________________

Наконец то пришла моя зарядка Вымпел-55 с самой последней прошивкой 2.27!
В прошлой статье я выкладывал две инструкции пользователя в старой и новой модификациях.
Они немного отличаются.

В последних вариантах зарядки изменили компоновку элементной базы и немного исправили те "косяки" на которые очень часто ругались пользователи:
- отсутствие термопасты на силовых элементах
- крепление последних к радиаторам посредством заклепок, а не винтов
- маленький вентилятор

Были внесены некоторые изменения в управление зарядкой.
Теперь, к примеру, начало работы вентилятора (кроме принудительного) можно выставить на 25 градусов.

После вскрытия прибора я сделаю фото и выложу их в отдельной статье.

Сразу же в настройках Вымпел-55 я поставил включение вентилятора при самой нижней границе - 25 гр.
Должен сказать, что вентилятор визуально большой, но при работе мне показался довольно шумный. Пожалуй все таки буду его менять на более тихий.

Нагрузочной вилкой Орион НВ-01 проверил свой аккумулятор:
- без нагрузки показывает около 12В - наверное отогрелся дома в течении суток.
- при подключении нагрузки просаживается до 6В и не спеша поднимается до 9В и напряжение держит.

На сайте производителя Exide Excell прочел, что при глубоком разряде надо заряжать аккумулятор малым током до 2А и напряжением не выше 14.4В.
Установил на Вымпеле-55 такие параметры:
- 2А
- 14.4В
- Алгоритм заряда 1 (самый обычный, когда при достижении заряда сила тока падает)
Далее подключил клеммы зарядки к АКБ и включил зарядку.

Что самое странное, так это то, что зарядившись до 13 вольт часа за полтора-два в окошке высветилось "Заряд окончен" и параметры более не менялись.

Потом я встретил в одном из видео упоминание об этом - что где то после часа работы выводится эта надпись.

Когда на индикаторе зарядного устройства ВЫМПЕЛ-55 (если активирована строка дополнительной информации) по прошествии некоторого времени появляется надпись "ЗАРЯД ОКОНЧЕН" - это не является признаком заряженной батареи!!!


В таком режиме зарядка проработала у меня чуть больше 2-х часов, после чего я увеличил ток заряда до 6А (АКБ у меня 70Ah) с тем же напряжением заряда - 14,4 вольт.
На этот раз по прошествии нескольких часов Вымпел-55 показывает 14,4 вольта и ту же надпись "Заряд окончен", и сила тока постепенно опускается, т.е. заряд идет.
По прошествии часов 8-ми ток заряда уже опустился до значения 1.5 ампера и потихоньку уменьшался дальше.

Когда сила тока упала до показания 0.6 ампера я отключил зарядку от АКБ и после простоя в пару часов замерил плотность электролита.
Итак после 15 часов зарядки получил результат:
- отдано 40.2Ач
- емкость электролита в банках поднялась до 1.24 - 1.25
- напряжение без нагрузки - 13.4В
- напряжение под нагрузкой - 11В






Решил продолжить зарядку аккумулятора по алгоритму 3 - "Качели" - в так так называемом "режиме десульфатации".

Одним из показателей этой самой десульфатации является низкая плотность электролита.
Т.е. когда сульфаты серной кислоты осаждаются на пластинах и плотность электролита падает.
Именно по этой причине нельзя низкую плотность электролита разряженного аккумулятора доводить до нормы (как правило 2.7) готовым раствором.
Если после такой процедуры начать зарядку аккумулятора, то плотность превысит этот показатель, что пагубно скажется на АКБ.

В процессе зарядки АКБ "качелями" происходит "уничтожение" сульфатов на пластинах, они, пластины, очищаются, а плотность электролита АКБ восстанавливается.

Если что и заливать в АКБ - так это ТОЛЬКО дистиллированную воду!

Настройки на Вымпел-55 для режима "качели" поставил такие:
- выбрал "Профиль 3" и отредактировал его для ниже указанных значений.
- ток заряда - 7А (напомню, что у меня АКБ имеет емкость 70Ач)
- напряжение 1 - 16,2 вольт
- напряжение 2 - 13,8 вольт


При подключении АКБ к зарядному устройству оно показывало мне напряжение АКБ равное 12,9 вольт:



Установленные параметры заряда АКБ

По прошествии 12 часов я снизил верхнюю границу напряжения с 16,2 до 16,1 вольта, поскольку до этого порога заряд шел чрезвычайно долго.

Процесс зарядки пошел!
Пока что напряжение поднялось до 13,3 вольт...


Процедура заряда АКБ приближается к окончанию...
Вот время заряда АКБ - почти 56 часов!


А это количество отданных ампер часов - 63 А/ч


Теперь АКБ должен немного постоять, после чего я сделаю повторное измерение плотности электролита - посмотрим восстановилась плотность до значения 2.7 или нет...
Об этом напишу чуть позже...

Кстати вот соотношение показаний тока заряда на индикаторе Вымпел-55 и на токовых клещах Fluke317:

По окончании заряда "качелями" на алгоритме №3 имеем следующее:
Напряжение на аккумуляторе сразу после окончании зарядки - 13.7 вольт.
Посмотрим сколько будет показывать по прошествии часов 8-ми.
Время заряда на алгоритме 3 - 64 часа 47 минут
Количество отданных ампер/часов - 66.6 :)

На показания напряжения особо не смотрите - оно фиксировалось фотоаппаратом в процессе изменений показаний в пределах от 16.1 до 13.8 вольт




Также через несколько часов измерю плотность электролита аккумулятора.
После заряда напряжение на АКБ показывало 12,9 вольт.
При проверке плотности обнаружил что уровень электролита понизился, но пластины были все же под электролитом, а вот плотность в банках оказалась - 1.29 - 1.3.
По ме так все же великовато... вот думаю разбавить доливом дистиллированной воды.


Результат получился такой:


Заряд на АЛГОРИТМЕ 1
- Напр - 14,4В
- Ток - сначала 2А, затем поднял до 6А
- дал напряжение 12,9 - 13 вольт без нагрузки и 11 в под нагрузкой
- плотность электролита поднялась с 1.12 до 1.24 - 1.25

Дополнительный заряд на АЛГОРИТМЕ 3
- Напр1 - 16,1В
- Напр3 - 13,8В
- Ток - 7А
- напряжение на АКБ не увеличилось и осталось на прежнем уровне
- плотность электролита увеличилась до 1.29 - 1.30


Когда АКБ отстоялся несколько часов после третьего алгоритма замеренная плотность составляла вообще 1.29 - 1.30 чему я был несказанно удивлен!

Обратил внимание, что уровень электролита в банках немного опустился, причем в каких то чуть больше - в других чуть меньше.
Однако в пределах - пластины полностью покрыты электролитом - но перед зарядкой визуально уровень чуть выше был.

К сожалению никакие меток у меня в АКБ нету чтобы уровень отсмотреть на предмет минимума-максимума.
После этого я немного "пошаманил" с добавкой дистиллированной воды в банки и довел плотность в среднем до 1.26 в каждой банке.
Сначала несколько перелил в первую банку воды и плотность сильно упала - до 1.23
Посли этого "косяка" я откачал имеющийся электролит в остальных банках в емкость и из первой банки равномерно распределил электролит по чуть чуть в каждую из оставшихся, Затем перелитый электролит из емкости также равномерно распределил между всеми банками. В результате общая плотность электролита получилась в районе 1.26

После этого подзаридил АКБ на первом алгоритме 1 на токе 3А и 14,4В до падения тока до значения 0.5А - заряжался АКБ в таком режиме с полчаса... плотность не увеличилась.
Делал эту подзарядку чтобы электролит получше размешался.

Сейчас вот думаю - имеет ли смысл чуть добавить воды чтобы уровень приподнять и корректирующим электролитом довести плотность до 1.28 или не стоит...
Пока АКБ "отдыхает"...

Сейчас АКБ без нагрузки показывает 13 вольт
Под нагрузкой сразу падает до 11 и потом поднимается до 12,7 - не выше. На этом уровне пока держится 3-й день.




После проверки напряжения под нагрузкой нагрузочной вилкой напряжение с 11 вольт снова потихоньку увеличивается.

Ниже можно посмотреть какие показания отображаются на трех разных приборах:
1 - на выключенном Вымпел-55
2 - используя токовые клещи FLUKE 317
3 - используя TRUE мультиметр UNI-T UT71D





Видео по замеру плотности электролита после 3-го алгоритма на зарядке:


Ареометр - его измерительная колба
Самый левый - ареометр - который я купил первый. Им измерял плотность перед зарядкой и было все нормально - он держал набранный в колбу электролит.
А вот потом почему то электролит из колбы стал выливаться... Похоже где то воздух проходит.
По этому был куплен другой - в стеклянной колбе - он электролит, набранный для измерений, держит нормально пока.


Измерение плотности электролита АКБ:
На фото не видно, но показания в районе 1.29 - 1.30




Далее рассмотрим разные алгоритмы заряда АКБ, а также очень хочется взглянуть на внутренности Вымпел-55 с новой прошивкой 2.27
Жалко что нигде нету принципиальной схему данного ЗУ... может кто знает где лежит?
Мне что то не удалось найти.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Яндекс.Метрика